пятница, 13 января 2012 г.

Александр ТАРАСОВ


Версия для печати
Александр ТАРАСОВ

ТЕМНАЯ СОТНЯ

На российской ультраправой сцене действуют сегодня следующие основные категории «игроков». Это наци-скинхеды, как мало политизированная, но массовая ксенофобская субкультура. Это «новые правые», стремящиеся сочетать «новую правую» западную идеологию с евразийством. Это классические фашисты разных оттенков, для которых образцами являются нацизм, итальянский фашизм и разные варианты западных неофашизмов. И, наконец, это черносотенцы, ориентирующиеся в первую очередь на восстановление монархии, Российской империи, православия как государственной религии, на «черную сотню» как идеал политической партии.
Все эти сегменты возникли в России в разное время. В разное время они пережили периоды подъемов и спадов. Однако все они существуют и развиваются, находясь в сложных и запутанных отношениях друг с другом.
УМЕРЕННЫЕ РУССКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ
Первые легально действующие ультраправые структуры в нашей стране возникли в годы горбачевской перестройки. Самой известной и самой крупной был национально-патриотический фронт (НПФ) «Память», возглавлявшийся Дмитрием Васильевым. НПФ «Память» – типичный представитель черносотенных организаций. Он имел преимущество перед возможными конкурентами, поскольку формировался на базе легально существовавшего историко-литературного общества «Память», действовавшего при Доме культуры Метростроя.
Следует заметить, что в советский период, до времен перестройки, существование такого рода любительских коллективов при домах и дворцах культуры разных предприятий и организаций никак юридически не регламентировалось и не ограничивалось. Для возникновения такого любительского коллектива достаточно было инициативы снизу и согласия администрации ДК. Общество «Память», разумеется, не было фашистским (этого бы власть не допустила), оно было именно историко-литературным, с уклоном отдельных его членов в умеренный русский национализм, умеренное православие и умеренный антисемитизм.
Именно НПФ «Память» может похвастаться тем, что во время перестройки, 7 мая 1987 г., провел первую несанкционированную властями массовую демонстрацию. Ее участники протестовали против строительства на Поклонной горе. С демонстрантами встретился тогда первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин, который обещал рассмотреть и учесть их требования.
Национально-патриотический фронт «Память», в целом объединяя, видимо, до 800 человек, становился довольно влиятельной политической структурой. Пик его влияния приходится на осень 1988 г., когда филиалы «Памяти» возникли в Ленинграде, Новосибирске, Свердловске и других городах страны. Однако затем в организации Дмитрия Васильева начались расколы, стали возникать многочисленные другие «Памяти». Например, движение «Память» во главе с Игорем Сычевым, историко-патриотическое объединение «Память», православный национально-патриотический фронт «Память», всемирный антисионистский и антимасонский фронт «Память» и т.п. Влияние первой «Памяти» и ее численность начали резко снижаться. С конца 1988 – начала 1989 г. стали появляться и не связанные с «Памятью» типичные черносотенные структуры разной степени радикализма (одних только организаций под названием «Отечество» возникло не менее пяти).
С 1990 г. черносотенные организации, хотя количество их и увеличивалось постоянно, теряли влияние и медленно, но верно уходили в маргинальное политическое пространство. Основной формой их деятельности стало проведение пикетов и малочисленных митингов, проведение закрытых собраний своих членов (часто мемориальных), издание православно-монархической литературы, распространение листовок и малотиражных газет.
ПРАВОСЛАВНЫЕ МИРЯНЕ
Превратившийся в микроскопическую группу, НПФ «Память» во главе с Дмитрием Васильевым провозгласил себя сельскохозяйственным кооперативом и почти в полном составе переселился в деревню, где действительно занялся сельским хозяйством. Многие другие аналогичные группы к началу XXI в. просто распались или резко уменьшили свою активность. Это не означает, что на протяжении последних 15 лет не появлялись новые черносотенные организации. Некоторые из них оказались достаточно устойчивы и заметны на праворадикальном поле. Это, например, «Черная сотня» или «Опричное воинство преподобного Иосифа Волоцкого».
Однако черносотенную нишу заняли общественные организации иного типа: во-первых, общества православных мирян, во-вторых, казачьи объединения. На крайне правом фланге Русской православной церкви, которая и сама – в целом как конфессия – все последние годы дрейфует вправо, существует блок организаций православных мирян. В отличие от РПЦ, которая формально в политику не вмешивается, они напрямую занимаются политической деятельностью. В частности, ведут религиозно-ксенофобскую, промонархистскую, националистическую, антисемитскую пропаганду.
Организации мирян, именующиеся обычно православными братствами, распадаются на два крыла. Относительно умеренное крыло объединено в «Союз православных братств» (СПБ). Он объединяет около 40 братств с разной степенью влияния и различной численности. СПБ пользуется прямой организационной, информационной и финансовой поддержкой Русской православной церкви. Именно через «Союз православных братств» РПЦ ведет политическую и идеологическую пропаганду в учебных заведениях и общественных организациях. По современным российским меркам, разумеется, умеренную, хотя с западной точки зрения она может считаться откровенно ксенофобской.
За пределами СПБ активно действуют такие радикальные православные братства, как Союз православных граждан, Движение в защиту православной нравственности, духовно-просветительское общество «Радонеж», движение «Россия православная», Общество ревнителей памяти благоверного Великого князя Кирилла Владимировича, «Ревнители памяти митрополита Иоанна» и другие, более мелкие. Экстремистская направленность этого крыла видна уже по одним только названиям организаций. Скажем, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) прославился как воинствующий монархист, черносотенец и антисемит. Великий князь Кирилл Владимирович – претендент на русский престол, провозгласил себя императором в 1922 г. – был близким другом Гитлера и других основателей нацистской партии.
Не входящие в СПБ православные братства особенно активно ведут религиозно-монархистскую пропаганду в провинциальных школах, в местных органах самоуправления, в различных политических партиях и движениях. Несколько членов православных братств были избраны на последних выборах в Государственную думу РФ.
Точные данные об общей численности членов всех православных братств отсутствуют (по некоторым оценкам, в них состоит от 8 до 12 тыс. человек), тем не менее влияние этих организаций на локальном уровне довольно велико. В ряде российских школ им удалось изъять атеистическую литературу из школьных библиотек, развесить на видных местах православные иконы, провести «уроки нравственности», которые посвящены пропаганде, направленной против контрацептивов, права на аборт, внебрачного секса, мастурбации, гомосексуализма, браков с представителями других рас и конфессий, а также браков, не освященных церковью. Поскольку эта часть деятельности православных братств носит в целом непубличный характер, она зачастую не попадает в сферу внимания российских и зарубежных правозащитных организаций.
ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО!
Самыми крупными ультраправыми объединениями являются организации, которые и большинством населения России, и представителями политической элиты даже не воспринимаются как черносотенные. Это – казачьи союзы, крупнейшими из которых и наиболее радикально настроенными являются Союз казаков Области войска Донского, Кубанское казачье войско, Иркутское казачье войско, Союз казаков Оренбуржья, Союз казачьих войск России и зарубежья. Эти организации, придерживающиеся крайне имперских, православных, монархических и, за редким исключением, националистических взглядов, имеют еще со времен президента Ельцина привилегии в занятии хозяйственной деятельностью (что обеспечивает им финансовую базу) и ограниченное право на ношение личного оружия. При Путине казачьи объединения добились права на государственный реестр казаков (как в царское время) и на создание в составе Вооруженных сил и в Пограничных войсках отдельных казачьих формирований.
Казачьи формирования имеют собственные учебные заведения (казачьи корпуса), где беспрепятственно проводится ультраправая пропаганда. За последние 15 лет членами казачьих формирований по идеологическим мотивам было убито по меньшей мере 18 человек и свыше тысячи избито или выпорото. На Кубани и в Ставропольском крае казаки несколько раз устраивали погромы по национальному и конфессиональному признаку. В результате казачьего террора 15-тысячная национальная община турок-месхетинцев была вынуждена эмигрировать из России в США, где все они получили статус политических беженцев.
Казаки способны оказывать давление на местные власти. Как русские патриоты и православные, они пользуются поддержкой Кремля и Русской православной церкви. Численность реестровых казачьих организаций – 143 тыс. человек, еще около 70–75 тыс. входит в число нереестровых казаков. Однако на самом деле в этих списках большое количество мертвых душ, фактически в организациях не состоящих и никакого участия в их делах не принимающих. Поскольку казаки живут компактно, казачьи формирования фактически уже образовали в ряде районов страны (в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской и Волгоградской областях) ультраправые анклавы, где невозможна атеистическая, интернационалистская, антимилитаристская и антимонархическая пропаганда. Правда, такие анклавы пока еще не выходят за рамки сельских населенных пунктов, но надо иметь в виду, что на Кубани и в Ставрополье достаточно распространенным вариантом сельского населенного пункта является казачья станица, в которой проживает до 10–12 тыс. человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий